Мантра йога: научный подход к преобразованию жизни

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Философия раджа йоги (аштанга йога)

Говорят, что основоположником классической йоги является сам Хираньягарбха. А Махариши Патанджали смог превратить эти учения в целую науку, которая в итоге приобрела свою конечную форму как аштанга йога или раджа йога. Раджа йога относится к одной из шести классических индуистских школ философии. Позже, мудрец Вьяса растолковал большинство афоризмов Йога-сутр Патанджали. После него, доводить до блеска учения взялись Вачаспати Мишра и Виджняна Бхикшу.

Согласно преданиям Санкхья, раджа йога проповедует существование вечной, вездесущей, инертной пракрити и множество вездесущего сознательного пуруши. Также, раджа йога принимает и третий принцип, называемый ишвара. Взаимосвязь пуруши с пракрити образует различные эффекты, а согласно авивеке (недискриминации), пуруша ощущает себя индивидуальным сознанием из-за того, что его отождествляют с пракрити и ее модификациями. Это ограничивает его бесконечное сознание и накладывает невидимые нити, связывающие его с иллюзорностью мира.

раджа йога

Раджа йога ассоциируется с высвобождением пуруши из рабства иллюзии путем выполнения правильных практик. Поэтому, раджа йога является самым материальным способом достижения нематериальных и философских концепций, познания истины и Бога. Таттвы, первоэлементы всего сущего включают в себя пурушу, пракрити и двадцать три других элемента, которые исходят из пракрити для освобождения пуруши. При этом, раджа йога остается уникальной системой практик садханы.

Философия раджа йоги (аштанга йога)

Покрываясь пеленой невежества, пуруша воображает себя несовершенным, неполным и полагает, что для того, чтобы достичь абсолюта ему необходимо объединиться с пракрити. Если попытаться выразить словами этот процесс в раджа йоге, то пуруша начинает смотреть на пракрити, и в свете его сознания инертная пракрити начинает существовать, из чего и создается бесконечное, калейдоскопическое отображение всех объектов мира. Пуруша начинает верить в это иллюзорное разнообразие и наслаждается им. Он совершает действия. Он погрязает в материальном мире объектов. Он становится заложником сансары — вечного круговорота перерождений. И только раджа йога может остановить эту иллюзию, разорвать путы желаний, страстей и страданий, она приводит к кайвалья мокше — растворении трех гун материального мира: страсти, невежества и благости.

Внутри каждого из нас есть непоколебимая вера в высшего Бога, в кого-то такого, к кому можно обратиться за помощью,практикуя раджа йогу, а так же за советом, и за защитой и вдохновением. Однако, существует кое-что, что постоянно мешает этой вере. Имя этому врагу — эго. Освобождение пуруши от одного лишь эго даст ему возможность освободиться от связи с пракрити. К сожалению, одним только субъективным анализом невозможно уничтожить эго, потому как пуруша сам добровольно принес себя в жертву ишваре-пранидхане (принятию Бога за единственную цель). Это и есть основная гипотеза возникновения раджа йоги.

Особенности королевской йоги

«Раджа» означает «царь», поэтому раджа-йогу называют царской или королевской йогой. Из-за названия ее часто неправильно воспринимают, считая особым видом йоги, которой стоит выше остальных. Но это противоречит самой сути йоги, отрицающей титулы и структуру власти.

Высшая степень освоения королевской йоги — покорение своего разума. Тот, кто владеет разумом, становится велик и свободен, как раджа. Для достижения высшей ступени человеку необходимо пройти все уровни развития, не пропуская ни одного. Если йог не научиться управлять своим телом, разум ему не подчинится.

Лайя-йога

Система, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини, которая обычно покоится в основании позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты “Тантры”, которые содержат мистические формулы, описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых, распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои эквиваленты — соответствующие энергетические центры — и в микрокосме человеческого организма, что в особенности касается кундалини и чакр.

Мантра от Рамачарака

Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.

Основой Раджа-йоги является медитация (дхьяна), а ее «фундаментом» — канонический трактат мудреца Патанджали, «Йога-сутры», в которых йога определяется, как способность человеку прекращать мыслеобразование (йога читта вритти ниродхах. 1.2). В этом случае ученик начинает различать реальность и иллюзию и добивается Освобождения, достигая Самадхи.

Раджа-йога в буквальном переводе означает «царица среди йог», «царская йога», ибо человек, идущий этим путем, обретает способность властвовать над всеми своими проявлениями, и, в первую очередь, над собственными мыслеформами.

Читайте также:  6 поз йоги, которые преобразят ваше тело

Мастера говорят, что заканчивается там, где начинается Раджа-йога. Однако не будет преувеличением сказать, что это две части одного и того же пути, где одно не может быть отделимо от другого. Раджа-йога по отношению к тонкому телу человека представляет собой то же самое, что и Хатха-йога – к грубому. Ведь она является йогой преодоления тела, приобретения контроля над ним, тогда как «царская йога» — это йога преодоления ума. Иными словами, уничтожения иллюзорного самосознания и обретения контроля над сознанием.

Раджа-йога учит познанию самого себя. И если Хатха-йога смотрит на физическую оболочку, как на что-то несовершенное и нуждающееся в трансформациях, то Раджа-йога также относится к психическому аппарату человека.

Совершенства в данной йоге достигает тот, кто может рассеять шаблоны в собственном мышлении, стать хозяином своих мыслей.

На этом пути йогину необходимо развивать устремленность, организованность и дисциплину. И Раджа-йога предписывает делать это при помощи эффективнейшего средства управления мыслями, позволяющего превращать физическую и психическую энергию в духовную.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Оригинальное название Раджа-йога — Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе — Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

Перед началом практики Раджа-йоги
  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию — йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Читайте также:  Как правильно растянуть мышцы под коленями в домашних условиях

Как это работает

Известно, что самым первым звуком в мире был звук «Ом». После его звучания начал проявляться материальный мир, а также другие звуки, шумы, слова и речь. Коротко говоря, вибрация звука Ом породила создание мира форм. Мантра Ом или Аум до сих пор является основополагающей мантрой, ею часто начинаются или заканчиваются другие мантры.

Отсюда стало ясно, что вибрация порождает форму: грубую или тонкую, видимую или невидимую человеческому глазу. Когда человек издает любой звук или слово, это всегда сопровождается вибрацией. Частота этих вибраций находится на каком-то ином уровне восприятия, поэтому внешне нам это не видно, но на деле мы поистине являемся творцами своей жизни.

Как это работает

Так, произнося грубые, оскорбительные, в общем любые негативные слова, мы сами того не замечая, создаем вокруг себя пласт энергии с такими качествами, как и наши слова. Из-за этого часто возникает замкнутый круг, когда кажется, что все плохо и выхода просто нет.

На самом же деле путь к успеху довольно прост, занимателен и некоторыми религиями считается единственным спасением в наш век, век деградации. И это повторение мантры или на санскрите джапа.