Самопознание.ру – все тренинги и семинары по личностному росту

Самопознание является важнейшей частью жизни человека. Без этого процесса человек не сможет принять себя таким, каков он есть, и обрести уверенность. На основе саморазвития базируется и чувство самоуважения.

Развитие самосознания

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.
Развитие самосознания

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания. Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении

Развитие самосознания

Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно. Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны. Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я. Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности. Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации. Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Развитие самосознания

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.
Развитие самосознания

В философии

В философии самосознание

есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно самоусловие конституирования мира, как самспособ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Самопознание-смысл выражает суть

САМОпоЗНАНИЕ челоВЕКА, эти слова в буквальном смысле выражают свою суть.

САМ, — означает с «ОМ», то есть единый с Божественной Монадой Высшего Я, с внутренним учителем, без навязываний из вне.

ПО, — путь. ЗНАНИЕ, означает Свет, понимание, знание замысла. Знать значит быть, познать, обрести осознание. ЧЕЛО, означает лоб, ученик, познающий.

ВЕК, означает время, отведенное для самопознания человека, тысячелетия.

Самопознание человека является фундаментальной миссией человека, которой определено время, цикл, период. Это, то единственное, что имеет ценность, для воплощенного человека. Все остальное является инструментом самопознания. Все сущее имеет единую задачу, миссию, познать самого себя, как сам единый целый.

Нам кажется, мы все уже знаем о себе с рождения, но так ли это…Ведь практически вся жизнь человека есть постоянное самопознание.

Самопознание человека начинается еще в очень раннем детстве. Ребенок начинает исследовать окружающий и впитывает в себя новую информацию. Ребенок учится отделять себя от физического мира — он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Со временем самосознание ребенка растет, и он постепенно нащупывает границы между внешним миром и своим, внутренним.

Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы.

Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его.

На этом этапе происходит накопление опыта и знаний, основанных на пережитых событиях, а также становятся видны шаблоны поведения, мышления и чувств конкретного человека, которые свойственны ему в различных ситуациях.

Взрослея ребенок начинает познавать себя изнутрию

Читайте также:  Активизация четырехглавой мышцы бедра - залог корректной практики йоги

В подростковом возрасте у человека начинают формироваться психические способности, характер, нравственные качества. Человек начинает осознавать свое «духовного Я» и начинается поиски себя. Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (Сверх-Я) — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить.

Весь этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «какой я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?», «кем я хочу быть?». Задавая эти вопросы человек начинает само совершенствоваться.

Познать самого себя очень важно для успешного решения жизненных задач, в том числе конфликтов, возникающих с другими людьми. Самопознание помогает избегать многих жизненных трудностей, находить новые конструктивные пути, разрешать споры творчески, в духе взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи.

Человек должен быть самим собой, творцом, знать свои недостатки и достоинства, радоваться своим талантам и соединять их со своими желаниями, будучи при этом требовательным к себе. Если же игнорировать свою подлинную суть, и пойти путем самообмана к достижению ложных целей, то подавление реального «Я» идеальным приведет к развитию чувства тревоги и к дискомфорту в жизни.

Познать себя – значит осознать свою суть существования. Познать самого себя, обрести веру в себя, обрести душу в теле и наконец-то сказать себя «Я – человек», «Я есмь» – это и есть смысл всей жизни.

Вся внутренняя сила, энергия должны быть направлены на получение ответа на вопрос о своем истинном Я. Не переставайте задавать себе вопросы «кто я»? Задавайте чаще себе этот вопрос. Все дело в вопросах, а не в ответах.

Ответов может быть громадное множество.

Желаю всем счастья, добра, мира и любви!

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.
Читайте также:  11 полезных свойств йоги расскажут зачем заниматься йогой

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Структура

Доктор философских и кандидат психологических наук Л. Д. Столяренко определила, что самосознание человека включает в себя следующие компоненты:

  1. Осознание мотива собственного «Я».
  2. Осознание своих фактических и предполагаемых качеств.
  3. Познание и когнитивное самовыражение.
  4. Эмоциональное представление о себе.

Структура

Эмоциональное представление о себе один из компонентов самосознания

Самосознание человека – это сложная система, которая имеют неоднородную структуру. Первоначально у индивида формируется представление о собственном «Я», как о действующем объекте. У него появляются фактические и предполагаемые качества. В мозге создаются две отдельные системы: «Реальное Я» и «Идеальное Я». Удается осознавать себя, как наблюдаемого другими объекта. Человек развивает эмоциональное собственное восприятие.

Структура

Самосознание имеет сложную структуру со множеством компонентов, которые отвечают за выполнение разных функций.

Самопонимание

Когнитивный элемент. Представление личности о своем темпераменте, внешности, способностях, талантах.

Самоотношение

К нему относится направленная на себя критика, оценка личных возможностей, самоконтроль. Они оцениваются с адекватной стороны. Проявляется как себялюбие и принятие всех недостатков.

Саморегуляция

Структура

Стремление к социализации. Любой человек хочет, чтобы его признавало общество, он получает от окружающих одобрительные отзывы относительной своих увлечений. Личности важно получить определенный социальный статус.

Самоактуализация

Многие специалисты считают самоактуализацию не одним компонентов из структуры самосознания, а тем, что связано с ним неразрывно, развивается совместно. Отвечает за развитие способностей до максимального уровня. При наличии конфликта могут привести к саморазрушению.

Самооценка

Притязания

Уровень самооценки, который определяет возможность достижения поставленной цели, дальнейшее развитие индивида.